Если ты вглядываешься в бездну - бездна вглядывается в тебя (с)
Вообщем это то, что я постоянно откладываю на потом...

КСЕНОФАН И ЭЛЕАТЫ: ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ

Некоторые называют Ксенофана элеатом, но он вряд ли относится к ним. Потому как элеаты интересовались онтологическими вопросами, а Ксенофан скорее космологическими и он больше говорит теологически. Он смело в своих произведениях критикует понимание Бога Гомером и Гесоодом, обнаруживает нелепость и прямо высмеивает антропорфизмы богов. Говорит что глупо приписывать богам плохие, подобные человеческим, деяния.
Вот отрывок:
читать дальше

Ксенофан демифологизирует и различные объяснения природных феноменов. Например богиню Ириду (радуга): "А та, что зовется Ирис, есть на самом деле, облако, видимое пурпурным, фиолетовым, зеленым".
По сути, оказ от физиса, а оттуда и пошёл антропоморфизм, ведёл мысль к тому, что Бог - космос.

Ксенофан говорит: "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже", " Все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает"; "Но без усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет"; "Всегда в одном и том же месте пребывает без движения, ибо не подобает ему быть то в одном месте, то в другом".

Ксенофан известен также своими суждениями о высокой ценности и превосходстве ума и мудрости над ценностями витального характера. Не энергия и не физическая сила делает людей и государства лучшими, но сила ума, которому честь и хвала.

@темы: Философия