Если ты вглядываешься в бездну - бездна вглядывается в тебя (с)
Как договаривались, начала перечитывать историю философии. Вот краткое содержание... (Для всех кто случайно читает... меня интересует только область "философ- его учение")
Итак, снова первая тема и добавление...
читать дальше"Натуралисты" и философы "физиса".
"Физис" - это то, из чего происходят все вещи, первопричина, существенность неизменная при превращениях. Эту первооснову физисты и натуралисты не отделяли от мира, но считали что она есть сущность мира, т.е. она(первопричина, или понятие "божество") является понятием пантеистического типа.
1. ПЕРВЫЕ ИОНИЙЦЫ И ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ВСЕХ ВЕЩЕЙ
1.1. Фалес из Милета «инициатор "физиса"- первопричина вода »
- философ, учёный, политик
- г.жизни: последние десятилетия VII и первую половину VI в. до н.э.
- суть учения:
Фалес полагал за первопричину воду. Косвенная традиция приписывает Фалесу высказывания о том, что "питание всех вещей влажно", что "семена и зерна всего сущего имеют влажную природу", почему высыхание всего есть смерть. Жизнь связана с влагой , а влага предполагает воду, значит, все приходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде. Т.к. это не просто вода(она только часть физиса), а вода в смысле "физис", то его "вода" соотносилась с божественным началом. "Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден", поэтому он - основа всего. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум , из него можно вывести всех богов фантастико-поэтического пантеона. "Все полно богов" в его понимании означает, что все пропитано первоначалом.
1.2. Анаксимандр из Милета« айперон»
- вероятно ученик Фалеса.
- г.ж: в конце VII в - начала второй половины VI в. до н.э.
- активный политик.
- учение:
Им углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное, - "физис" бесконечный и неопределенный, из которого проистекают все вещи. Анаксимандром употребляется термин "апейрон", - нечто, лишенное границ как внешних (в пространственном смысле, и следовательно, количественно бесконечное), так и внутренних (значит, качественно недетерминированное). Как количественно и качественно неограниченное апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Разница с античным пониманием в том, что Божество Анаксимандра не умирает, и не рождается.(античные божества рождались). Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут. Фалес не ставил вопрос о том, как и почему из первопричины происходят все вещи. Анаксимандр ставит этот вопрос и отвечает на него: "Там, где вещи получают свое рождение, там же находят и разрешение сообразно необходимости". Как бы в мире существует серия противоположностей и в результате борьбы двух противоположностей возникает третья сущность и т.д. Это и есть гинесис космоса. (В некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким; частично трансформированное горячим-огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Земля, воображаемая в форме цилиндра, ничем не поддерживаемая, покоится в подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т.е. равновесия сил. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из коих мало-помалу развиваются животные все более сложные).
Итак, снова первая тема и добавление...
читать дальше"Натуралисты" и философы "физиса".
"Физис" - это то, из чего происходят все вещи, первопричина, существенность неизменная при превращениях. Эту первооснову физисты и натуралисты не отделяли от мира, но считали что она есть сущность мира, т.е. она(первопричина, или понятие "божество") является понятием пантеистического типа.
1. ПЕРВЫЕ ИОНИЙЦЫ И ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ВСЕХ ВЕЩЕЙ
1.1. Фалес из Милета «инициатор "физиса"- первопричина вода »
- философ, учёный, политик
- г.жизни: последние десятилетия VII и первую половину VI в. до н.э.
- суть учения:
Фалес полагал за первопричину воду. Косвенная традиция приписывает Фалесу высказывания о том, что "питание всех вещей влажно", что "семена и зерна всего сущего имеют влажную природу", почему высыхание всего есть смерть. Жизнь связана с влагой , а влага предполагает воду, значит, все приходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде. Т.к. это не просто вода(она только часть физиса), а вода в смысле "физис", то его "вода" соотносилась с божественным началом. "Бог, - говорил он, - есть нечто самое древнее, ибо никем не рожден", поэтому он - основа всего. Фалесом вводится новая концепция божественного, в которой доминирует разум , из него можно вывести всех богов фантастико-поэтического пантеона. "Все полно богов" в его понимании означает, что все пропитано первоначалом.
1.2. Анаксимандр из Милета« айперон»
- вероятно ученик Фалеса.
- г.ж: в конце VII в - начала второй половины VI в. до н.э.
- активный политик.
- учение:
Им углубляется проблематика первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное, - "физис" бесконечный и неопределенный, из которого проистекают все вещи. Анаксимандром употребляется термин "апейрон", - нечто, лишенное границ как внешних (в пространственном смысле, и следовательно, количественно бесконечное), так и внутренних (значит, качественно недетерминированное). Как количественно и качественно неограниченное апейрон дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Разница с античным пониманием в том, что Божество Анаксимандра не умирает, и не рождается.(античные божества рождались). Бог - первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут. Фалес не ставил вопрос о том, как и почему из первопричины происходят все вещи. Анаксимандр ставит этот вопрос и отвечает на него: "Там, где вещи получают свое рождение, там же находят и разрешение сообразно необходимости". Как бы в мире существует серия противоположностей и в результате борьбы двух противоположностей возникает третья сущность и т.д. Это и есть гинесис космоса. (В некоем моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе было жидким; частично трансформированное горячим-огнем, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера утраивается, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Земля, воображаемая в форме цилиндра, ничем не поддерживаемая, покоится в подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т.е. равновесия сил. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из коих мало-помалу развиваются животные все более сложные).
1.3. Анаксимен из Милета ученик Анаксимандра
- Первоначало бесконечно, но это бесконечное – воздух, как наша душа. воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают весь космос. Воздух - то, что ближе к бестелесному (в смысле, что не имеет формы и границ, тела, и потому невидимо), и мы рождаемся, благодаря его влиянию, значит, он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать. По этой причине Анаксимен полагает воздух божественным.
- Он нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем.
- С процессами "уплотнения" и "разрежения" вводится принцип динамической причины, о которой не было речи у Фалеса, Анаксимандр же разрабатывал ее, опираясь на орфические понятия. Анаксимен приводит причину в совершенную гармонию с началом, "физисом".
1.4. Гераклит из Эфеса(или Гераклит Тёмный)-VI и V веками до н.э.
Милетцы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, Гераклит глубоко раскрыл эту тему.
- "Все движется", "все течет", "panta rhei", ничто не остается недвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения.
"Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".
- Кратил, его ученик, упрекал Гераклита за недостаточную последовательность. Мы не только не можем дважды искупаться в одной реке, но не можем и единожды, из-за быстроты течения (в момент вхождения и погружения в реку прибывает уже другая вода, и сами мы - другие еще до полного погружения).
- Основной акцент учения: становление как непрерывный переходу от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются, юнец дряхлеет, живой умирает, от смертного родится иная младость и так далее.
Н: между противными сторонами вечно идет война. Но коль скоро реальность любой вещи в становлении, в какой-то момент война есть мир, т.е. контраст, который вместе с тем и гармония. Только в чередовании противоположности дают друг другу специфический смысл: Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых; невозможно было бы понять имени справедливости, когда бы не было обиды".
Противоположности соединяются в гармонии поскольку одни вещи, меняясь, становились другими, а те, другие, меняясь в свою очередь, становятся первыми. Итак "все есть одно", а "из одного проистекает все". Эта гармония "единства противоположностей" и есть Бог и божественное: "Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод".
- Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформации огня. Причина, по которой Гераклит вложил в огонь природу всего: огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии. Он живет смертью горючего, продолжается в трансформациях золы, дыма, пара; он есть, как говорил Гераклит о своем Боге, вечные нужда и сытость. Этот огонь подобен "молнии, всем управляющей", а то, что всем руководит, есть понимание, разум, логос, разумные законы. Истина достигается умом по ту сторону чувств.
- Душа - огонь, а стало быть, душа наиболее сухая - наиболее мудрая, а безумие - это влажность, сырость. Гераклит оставил нам одну из прекрасных сентенций о душе: "Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей ее ни отслеживать, так глубина ее - это ее логос".
- Первоначало бесконечно, но это бесконечное – воздух, как наша душа. воздух поддерживает все и управляет всем; дыхание и воздух обнимают весь космос. Воздух - то, что ближе к бестелесному (в смысле, что не имеет формы и границ, тела, и потому невидимо), и мы рождаемся, благодаря его влиянию, значит, он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать. По этой причине Анаксимен полагает воздух божественным.
- Он нашел в воздушном элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и расширяясь, он нагревается и становится огнем.
- С процессами "уплотнения" и "разрежения" вводится принцип динамической причины, о которой не было речи у Фалеса, Анаксимандр же разрабатывал ее, опираясь на орфические понятия. Анаксимен приводит причину в совершенную гармонию с началом, "физисом".
1.4. Гераклит из Эфеса(или Гераклит Тёмный)-VI и V веками до н.э.
Милетцы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, Гераклит глубоко раскрыл эту тему.
- "Все движется", "все течет", "panta rhei", ничто не остается недвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения.
"Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".
- Кратил, его ученик, упрекал Гераклита за недостаточную последовательность. Мы не только не можем дважды искупаться в одной реке, но не можем и единожды, из-за быстроты течения (в момент вхождения и погружения в реку прибывает уже другая вода, и сами мы - другие еще до полного погружения).
- Основной акцент учения: становление как непрерывный переходу от одной противоположности к другой: холодные вещи раскаляются, горячие охлаждаются, влажные высыхают, сухие увлажняются, юнец дряхлеет, живой умирает, от смертного родится иная младость и так далее.
Н: между противными сторонами вечно идет война. Но коль скоро реальность любой вещи в становлении, в какой-то момент война есть мир, т.е. контраст, который вместе с тем и гармония. Только в чередовании противоположности дают друг другу специфический смысл: Болезнь делает сладостным здоровье, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых; невозможно было бы понять имени справедливости, когда бы не было обиды".
Противоположности соединяются в гармонии поскольку одни вещи, меняясь, становились другими, а те, другие, меняясь в свою очередь, становятся первыми. Итак "все есть одно", а "из одного проистекает все". Эта гармония "единства противоположностей" и есть Бог и божественное: "Бог есть день-ночь, зима-лето, война и мир, сытость и голод".
- Гераклит полагает огонь фундаментальным началом, а все остальное рассматривает как трансформации огня. Причина, по которой Гераклит вложил в огонь природу всего: огонь наиболее явным образом воплощает характеристики вечного изменения, контраста и гармонии. Он живет смертью горючего, продолжается в трансформациях золы, дыма, пара; он есть, как говорил Гераклит о своем Боге, вечные нужда и сытость. Этот огонь подобен "молнии, всем управляющей", а то, что всем руководит, есть понимание, разум, логос, разумные законы. Истина достигается умом по ту сторону чувств.
- Душа - огонь, а стало быть, душа наиболее сухая - наиболее мудрая, а безумие - это влажность, сырость. Гераклит оставил нам одну из прекрасных сентенций о душе: "Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей ее ни отслеживать, так глубина ее - это ее логос".
@темы: Философия